Первые женщины в авиации

Сегодня женщина-пилот – явление не такое уж необычное. В европейских авиакомпаниях до 20% летчиков составляют представительницы прекрасного пола. Даже если вы видите самолет для доставки грузов, не исключено, что за штурвалом находится девушка.
В то же время нельзя не заметить, что во всем мире самолетами управляют преимущественно мужчины. Считается, что эта профессия требует отточенных волевых качеств и предполагает слишком высокий уровень ответственности и физической подготовки, поэтому девушки сами не торопятся учиться на летчиц. Однако женщины-пилоты существовали с самого начала развития авиации. Кто же они?
Раймонда де Ларош
Открывает список Раймонда де Ларош. Считается, что это первая женщина, которая села за штурвал. Это событие произошло в далеком 1909 году. Как и все великое, оно стало следствием случайности. Будучи невестой владельца аэроплана Шарля Вузена, она попросилась попробовать прокатить самолет по земле в Ле Бурже. Видимо, увлекшись, смелая француженка, не долго думая, подняла машину «в небо» – на высоту в 6 метров, и пролетела над полем 300 метров. Затем она благополучно приземлилась.
Этот опыт так понравился Раймонде, что она немедленно заявила, что станет летчицей, хотя до этого работала актрисой и была уже известной. Девушка стала учиться и достигла новых высот в прямом и переносном смысле, она побила несколько рекордов по дальности и скорости полета. По по трагической случайности погибла де Ларош в авиакатастрофе, когда за штурвалом был мужчина, это несчастье случилось в 1919 году.
Тереза Петелье
Похожая история случилась с Терезой Петелье. Справедливости ради нужно заметить, что за штурвалом она оказалась еще раньше в 1908 году. Ее друг также управлял самолетом, и отважная француженка попросила «порулить». Делать этого было нельзя, поскольку летных прав у девушки не было. Но что не сделаешь для любимой, – и Леон Делагранж согласился. Радостно «погоняв» над полем, Тереза вернулась к роли пассажира. В отличие от Раймонды де Ларош, летчицей она не стала, но имя ее в историю авиации все же вошло.
Элен Дютриё
Третье место в списке принадлежит бельгийке. С детства Элен занималась спортом и стала успешной велогонщицей, поставив рекорды среди женщин. Этого честолюбивой красотке показалось мало, и она решила попробовать себя в авиации. Первый опыт прошел неудачно: она разбила аэроплан, но, к счастью, никто не пострадал. Как настоящая спортсменка Дютирье решила не сдаваться и начала учиться на пилота. Дело пошло: уже спустя пять лет девушка поставила несколько рекордов. Особенно важно отметить то, что во время Первой мировой войны Элен отважно боролась в небе с немецкими захватчиками.
Домникия Кузнецова-Новолейник
Первая россиянка, поднявшая в небо самолет, носила необычное имя Домникия. Это случилось в 1911 году на авиационной выставке в Санкт-Петербурге. Она, подобно бесстрашным француженкам, села за штурвал вместо своего мужа, но, к сожалению, этот опыт не удался, и аэроплан упал. Девушка не пострадала, но эксперимент решила не повторять.
Лидия Зверева
А вот официально первой летчицей России считается Лидия Зверева. Полетами она грезила с детства, поэтому, недолго думая, поступила в авиационную школу в Гатчине, а в 1911 году получила диплом. Выйдя замуж за летчика, Лидия сначала участвовала с ним в демонстрационных полетах, а затем открыла свою школу пилотов. К сожалению, девушка умерла уже в 25 лет, но не в авиакатастрофе, а заболев тифом.
Гарриет Куимби
Летчица США знаменита еще и тем, что среди женщин она первой преодолела Ла-Манш. Диплом среди девушек она также получила первой. Любопытно, что по совместительству Гарриет работала сценаристкой, и по ее текстам успешно снимали фильмы в Голливуде, – еще одно подтверждение того, что творческих людей тянет в небо. Дай ей волю, и смелая американка занялась бы авиадоставкой грузов в Африку или спасательными операциями на Бермудах. Погибла смелая летчица в 1912 году, самолет перевернулся, и она упала. Экспертиза показала, что вины Гарриет в этом не было.
Бесси Колман
Еще одна американка, которая стала первой темнокожей летчицей в истории – Бесси Колман. Из-за расовой дискриминации ее не приняли в школу авиаторов в США. Она не сдалась и отправилась на обучение в Париж. Мечта сбылась, в итоге Бесси не просто покорила небо, но и научилась таким трюкам в воздухе, которые не моги повторить многие мужчины. В 1926 году она погибла, исполняя очередной сложный маневр.
Элинор Смит
Эта девушка, также родом из США, вошла в список как самая юная летчица. Свои права на управление воздушным судном она получила в 16 лет. А за штурвал впервые села в детстве. Уроки пилотажа Элинор начала брать в 10 лет. Сдав экзамены, она совершила трюк, который вошел в историю авиации: пролетела под 4 мостами. Успешная женщина впоследствии пилотировала «Спейс Шаттл». В авиакатастрофах Смит ни разу не пострадала, она благополучно дожила до 83 лет и скончалась в 2010 году.
Сабиха Гёкчен
Женщинам Востока также не чужд был небесный экстрим. Первой турчанкой, севшей за штурвал, стала Сабиха, она отважилась на это в возрасте 23 лет. А началось все с посещения авиационного шоу в 1935 году. Там-то она и загорелась мечтой и уже спустя год успешно закончила обучение на пилота. Девушка принесла пользу государству, воюя в небе против курдов. На этом ее карьера только началась. Всего за свою жизнь Гекчен испробовала управление 22 моделями самолетов, пролетала 8 000 часов и совершила несколько десятков боевых рейсов.
Амелия Мэри Эрхарт
Эта девушка из США прославилась тем, что первой из девушек преодолела Атлантический океан. Вначале Амелия была медсестрой. Как и некоторые ее предшественницы, мечтой о небе она загорелась на авиашоу. Там же она и совершила первый полет, пройдя предварительное обучение. Случилось это в 1920 году. Спустя два года Мэри Эрхарт поставила рекорд высоты среди женщин, поднявшись на 4,5 километра. Новое достижение она планировала сделать в 1937 году, совершив рейс вокруг света, но ее самолет пропал в Тихом океане и не был найден.
Берил Маркхэм
Девушка родом из Британии получила диплом летчицы в 1933 году. Ее рекорд заключался в том, что Берил первая совершила рейс с Родины в Канаду. Позже она оказала огромную помощь Африке, совершая санитарные перелеты в Кении с медицинской бригадой, которая оказывала помощь и спасала пострадавших. Кроме того она обучала африканок верховой езде. Про свои приключения Маркхэм написала книгу, по которой впоследствии сняли фильм.
Беате Узе
Легендарная немка грезила авиацией с детства и мечтала не просто управлять самолетом, но и совершать на нем трюки. Родители были в ужасе от фантазий дочери, но непреклонная Беате в 1937 году поступила в авиационную школу. Она закончила ее с отличием и стала летной каскадершей. Она неоднократно побеждала и в спортивных соревнованиях. Во время Второй мировой войны Узе перегоняла самолеты и перевозила раненых. Карьеру окончила довольно необычно: спустившись с небес на землю, отважная женщина открыла первый на планете секс-шоп.
Надежда Попова
Россиянка из Сталино, едва окончив школу, поступила в летную школу. Во время войны она участвовала в штурмовых операциях, управляя бомбардировщиками. Их эскадрилью, которая состояла из девушек, называли «ночные ведьмы». Благополучно пройдя всю войну, Попова получила звание Героя. Она прожила долгую жизнь и скончалась в Москве в возрасте 91 год.
Лилия Литвяк
Москвичка Литвяк совершила свой первый полет в пятнадцатилетнем возрасте. В это время она уже была ученицей летной школы Херсона. Готовясь стать пилотессой, Лилия получила дополнительно сертификат инструктора авиации, а во время Второй мировой войны сражалась в боевой эскадрилье. Она сбивала фашистские самолеты и уничтожила даже знаменитый немецкий асс, который победил перед этим в тридцати битвах. В 1943 году девушка трагически погибла во время очередной воздушной операции в возрасте 21 года. Она посмертно удостоена звания Героя.
Валентина Терешкова
Это легендарное имя известно всем. Терешкова прославилась тем, что стала первой женщиной космонавтом. В 1959 году Валентина в местном аэроклубе совершила около ста прыжков с парашютом. После этого девушка отправилась учиться в школу космонавтов и в 1963 году совершила первый полет на космическом корабле «Восток-6», который продлился трое суток. Далее Терешкова работала инструктором космонавтов, а впоследствии научным работником космического центра, в настоящее время является депутатом партии Единая Россия.