Ювелирные традиции Франции

Франция традиционно считается законодательницей мод не только в одежде и парфюмерии, но и в ювелирном деле. Ювелирное искусство этой страны такое же романтичное и страстное одновременно, как и характер ее жителей. И сегодня, в XXI веке, во Франции работает множество частных мастерских по изготовлению ювелирных украшений, имеющих спрос по всему миру.
Франция – родоначальница многих знаменитых на весь мир ювелирных брендов: Cartier, Boucheron, Van Cleef & Arpels. У каждого из них богатая, полная интриг история и собственные неповторимые традиции.
Менеджеры компании Кофранс САРЛ предлагают совершить эксклюзивное путешествие по ювелирным домам Франции.
Золотых дел мастера
В эпоху Средневековья в Париже, как и в других столицах Европы, появились гильдии золотых дел мастеров. Художники работали на заказ, и каждая вещь была поистине произведением ювелирного искусства.
Ювелиры Франции были буквально завалены заказами:
- на серебряную посуду с рельефными сценами из античных мифов;
- медальоны с эмалевыми портретами;
- шляпные булавки;
- резные камни в золотой и серебряной оправе.
В XVII веке европейские ювелиры научились особым образом огранять алмазы и получать из них бриллианты. Людовик XIV ввел на придворных балах во Франции моду на ношение украшений с бриллиантами. Для того чтобы сверкание камней было особенно красивым, балы проводились при большом количестве свечей.
Школа лиможской эмали
В XII веке в Лиможе появилась новая ювелирная техника – выемчатая эмаль. Лиможские мастера прославились художественной эмалью, отличающейся от других видов яркими цветами раскраски.
Сначала лиможские ювелиры выполняли исключительно заказы церкви, они делали медные и бронзовые раки и ковчеги, подсвечники и потиры. Позднее появились светские шкатулки и посуда, панно и столовые приборы, декорированные в технике цветной эмали.
В XVII веке мастера перешли на изготовление эмалевых портретов, имеющих большой спрос среди французской аристократии. Во многих музеях мира хранятся шедевры, сделанные руками лиможских мастеров. Большая коллекция таких изделий находится в Лувре.
В настоящее время в Лиможе работают ювелирные мастерские, в которых можно приобрести великолепные предметы с традиционной эмалью: посуду, подносы, панно. Роскошная коллекция старинных эмалей представлена в Лиможском художественном музее при Дворце епископов.
Увидеть собственными глазами художественное великолепие Лиможа предлагает компания Кофранс САРЛ. Путешествие по разным местам Франции можно совершить на частном комфортабельном самолете, в том числе по знаменитым местным ювелирным мастерским.
Броши, фибулы, фероньерки
Ассортимент ювелирных изделий во Франции всегда был велик, а стили подстраивались под господствующую моду в искусстве: строгая готика или вычурное барокко, дворцовый ампир или античный классицизм.
Особым спросом пользовались застежки-фибулы, пришедшие из эпохи бронзового века и хорошо известные по археологическим находкам. Фибулы изготавливались из золота и серебра с включением драгоценных камней и служили для крепления верхней части богатой накидки. Позднее, в XIV веке, вместо фибул стали делать изящные аграфы в форме нежного цветочного венка.
Вторым по популярности украшением можно считать брошь, которая еще и помогала скреплять части одежды между собой. Из дошедших до нас документов и самих изделий известно, что броши богато декорировались смарагдами и жемчугом, сапфирами и рубинами. В XVIII веке знатные парижанки непременно надевали на балы броши, усыпанные крупными бриллиантами – так диктовала мода.
В XV веке французские ремесленники неожиданно для самих себя ввели в моду совершенно новое украшение – фероньерку, представляющую собой головной обруч с подвесками, спускающимися на лоб обладательницы. Самое удивительное, что модный аксессуар изначально изготавливался из драгоценных металлов, а потом – из простого железа. Леонардо да Винчи на одном из своих полотен изобразил в фероньерке красавицу – любовницу французского короля, после чего популярность обруча возросла в несколько раз.
Знаменитые французские ювелиры
Хороший ювелир – это ремесленник и волшебник, художник и маг в одном лице. Невозможно рассказывать о ювелирных традициях Франции и не упомянуть об известных мастерах.
В середине XIX столетия некий Луи Картье открыл в Париже небольшой ювелирный магазин. С этого события началась долгая блестящая история популярного ныне торгового дома Картье. Ювелиры модного дома первыми в мире попробовали делать украшения из платины, испытали технологию и достигли успеха.
Брошь в виде изящной морской звезды из горного хрусталя прославила талантливую женщину, прекрасного ювелира Сьюзен Бельперон. Работая во Франции в первой половине XX века, Сьюзен создала торговый дом «Херц-Бельперон», прославивший французское ювелирное искусство прошлого столетия на весь мир.
В одно время с прекрасной Сьюзен во Франции работал еще один замечательный ювелир Рене Буавен. Изделия его марки необычны, они подвижны, способны крутиться и вибрировать. Броши и подвески в форме фигурок животных с красивыми вставками из драгоценных камней создали особый стиль Буавена. Его дело продолжил другой талантливый мастер Жак Бернар, поддерживающий высокий статус торгового дома в Париже.
Золото бедняков
В очередной раз выступив законодательницей мод уже в нынешнем XXI столетии, Франция сделала популярными золотые изделия 375 пробы, называемые во всем мире «золотом бедняков». Украшения, получившие такое прозвище, выполняются из сплава с содержанием золота 37,5% и гораздо дешевле по цене, чем другие золотые предметы.
Благодаря падению цен на новые браслеты и цепочки спрос на золотые украшения вырос в несколько раз после долгого падения. Специалисты объясняют падение цен тем, что современные люди предпочитают тратить деньги на электронику, бытовую технику и путешествия, а не на золото и драгоценные камни, как это было в прошлом столетии. Изделия из «дешевого» золота несколько поправили ситуацию.
Единый знак ювелирных домов Франции
Из-за высокой конкуренции с иностранными фирмами французские ювелирные дома решили объединиться и создали общий для всех компаний страны знак с надписью – «Label de joaillerie de France», или «Знак ювелирных изделий Франции».
Приобретая украшение с подобным знаком, можно быть уверенным в том, что вещь действительно выполнена во Франции согласно принятым в стране традициям ювелирного дела.
Сегодня здесь работает почти четыре тысячи ювелирных мастерских, большинство из которых расположены в окрестностях Парижа.
Компания Кофранс САРЛ готова организовать тематический тур по ювелирным ателье Франции с посещением знаменитых салонов и участием в мастер-классах.